6 декабря: Неделя 26 по Пятидесятнице. Святителя Григория; благоверного князя Александра Невского ...
Содержание
|
Сила Её неодолима
3 июня, 6 июля — празднование в честь иконы Божией Матери «Владимирская»
8 сентября — празднование в честь Сретения иконы Божией Матери «Владимирская» Взглянув на Владимирскую икону Богоматери, долго не можешь оторваться от светоносного лика Пречистой, от Её скорбного и бесконечно любящего взора, устремлённого прямо тебе в глаза… Божественный Младенец, трепетно обнимая шею Девы Марии, стремится крепко прижаться к Её щеке. Как выразительно передала кисть иконописца порыв нежной младенческой ласки, так хорошо знакомый каждой матери! Все жесты этой иконы наполнены напряжённой взволнованностью и глубоким трагизмом — перед нами изумительное свидетельство милосердной, жертвенной любви Богородицы к миру, к людям, ради спасения которых рождён и распят Её Сын. Владимирская икона — один из наиболее чтимых образов Пресвятой Богородицы на Руси. С древних времён она прославилась многими чудесами. Молитвы перед этой древней святыней неоднократно спасали землю русскую от тяжких бед. Она участвовала во многих походах русского воинства, и особенно прославилась как заступница Руси от нашествия монголо-татарских завоевателей. В память о чудесном избавлении Отечества от иноземных захватчиков Церковь трижды в год совершает празднество, посвящённое Владимирской иконе Божией Матери — 3 июня, 6 июля и 8 сентября. Предание приписывает Владимирский образ Богоматери, как и многие древние чудотворные иконы, кисти святого евангелиста Луки, будто написавшего её ещё при жизни Марии. Икона эта оставалась в Иерусалиме до 450 г. При императоре Феодосии II Младшем (408 – 450) была перенесена в Константинополь. В 1131 г. Константинопольский Патриарх Лука Хризоверг послал её в Киев в дар великому князю Юрию Долгорукому. Икона долгое время хранилась в женском монастыре Вышгорода, который в 1155 г. стал уделом Андрея Боголюбского — сына князя Юрия. Когда князь Андрей решил отказаться от киевского престола и отправился на княжение во Владимирскую землю, он взял с собой икону, которая была ему дороже всяких сокровищ, — Владимирскую. В 10 верстах от Владимира-на-Клязьме лошади, вёзшие святой образ, остановились, и никакими усилиями их не могли сдвинуть с места. Долго и горячо молился благочестивый князь Богоматери, и, наконец, Она открыла ему Свою волю: икона должна остаться во Владимире. Ради этой великой святыни всего за два года в городе был построен величественный Успенский собор. И в 1160 г. князь Андрей водворил здесь чудотворную икону Божией Матери, которая с тех пор стала именоваться Владимирской. В честь неё составлены служба и «Сказание о чудесах Владимирской Богоматери», где рассказывалось о великой чудотворной силе иконы, воскрешающей мёртвых, исцеляющей больных, защищающей город от нашествия врагов. Так, когда в 1164 г. князь Андрей Боголюбский взял владимирскую святыню в поход на волжских болгар, произошло следующее знамение. После победы над врагами на поле сражения был отслужен молебен, и вдруг от Владимирской иконы и Животворящего Креста, стоявших перед войском, заблистал свет, озаривший всю местность. В тот же день греческий император Мануил видел свет от Креста Господня и, воодушевлённый знамением, разбил сарацинов. В память об этих чудесных событиях 14 августа было установлено празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Наиболее торжественное празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери совершается 8 сентября. Оно установлено в честь сретения чудотворного образа при перенесении его из Владимира в Москву. В 1395 г. хан-завоеватель Тамерлан достиг пределов рязанских земель, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Дмитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Более, чем на воинскую силу, рассчитывал князь на заступление небесное. Умоляя о помощи Всевышнего и святых земли русской, прежде всего, вспомнил он о знаменитой Владимирской иконе и, надеясь обрести в ней защиту от «поганых татар», повелел перенести её в Успенский собор Кремля. За нею было послано почётное посольство из духовенства. После Литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы священнослужители взяли святую икону и крестным ходом понесли к Москве. Десять дней продолжалось шествие. Это было зрелище, полное величия и скорби: по обеим сторонам дороги стояли на коленях русские люди и, протягивая руки к изображению Владычицы Небесной, молили: «Матерь Божия, спаси землю русскую!» И Богородица не отвергла уповающих на Неё. В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своём шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Бесчисленные Ангелы окружали Деву и держали в руках огненные мечи. Подняв их, Ангелы устремились на Тамерлана, а Лучезарная Дева повелела ему оставить пределы России. Тамерлан проснулся, трепеща от ужаса, и немедленно созвал своих мудрецов, чтобы узнать значение видения. Они ответили: виденная им во сне Дева — Заступница русских, Матерь христианского Бога, и сила Её неодолима. «Тогда нам с ними не сладить!» — воскликнул Тамерлан и отдал приказ повернуть войска назад. И татары, и русские были глубоко изумлены этим событием. А летописец, повествуя о нём, написал: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы». В память чудесного избавления русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, возвели Сретенский монастырь. Перед Владимирской иконой молились, выступая в походы, великие московские князья и русские цари. При избрании русских митрополитов, а впоследствии — патриархов, жребии избираемых клались на пелену в киоте Владимирской иконы в качестве символа общей надежды, что Богоматерь Сама укажет угодного Ей человека. В конце XIV — начале XV веков написаны первые копии с Владимирской иконы, которые связывают с работой Андрея Рублёва. Одна из них была отправлена во Владимир, другая, известная как «запасная» Владимирская, оставлена в Москве. Вплоть до трагических событий октябрьской революции великая святыня русской земли — Владимирская икона Богородицы — находилась в московском Успенском соборе. В настоящее время этот древний образ хранится в храме-музее святителя Николая в Толмачах — домовой церкви при Третьяковской галерее. Тропарь
Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприемши, Владычице, чудотворную Твою икону: к нейже мы ныне притекающе и молящеся Тебе, взываем сице: о пречудная Владычице Богородице! Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих и спасет души наша, яко милосерд. 08.09.2018
к содержанию ↑
Рассказать друзьям:
Друзья!Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами. Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея. |