Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Сегодня

19 апреля: Седмица 6 Великого поста. Равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского; преподобной Платониды Сирской ...

Содержание
Главная Nota Bene! Читаем Евангелие Библиотека православная Аудиоматериалы Искусство с мыслью о Боге Для детей и родителей "Врата Небесные" Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея
История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты «Поддержите наш проект!»
Рекомендуем


Праздник Петра и Павла


12 июля — праздник апостолов Петра и Павла. Их называют ещё святыми и первоверховными. Обычно к этому празднику готовятся постом, который так и называется — Петровский или апостольский. Его продолжительность бывает разная, в зависимости от дня Пасхи. Если Пасха ранняя, то пост будет длинный, если поздняя, то он может длиться чуть больше недели. Правда, так было не всегда, и ещё в XII веке Феодор Вальсамон, знаменитый толкователь церковных правил, напоминал: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла… миряне и монахи обязаны поститься…». Значит, в его время продолжительность этого поста ещё не была чётко установлена, и во многих местах он мог начинаться только за неделю до самого праздника.
 
Праздник Петра и Павла 
В царствование Константина ВеликогоДень памяти двух апостолов известен уже с глубокой древности и отмечался как на Востоке, так и на Западе 29 июня. Эта дата осталась и до сих пор. Только у юлианского календаря, которым по-прежнему пользуются в Русской Церкви, две недели разницы с нашим обычным гражданским календарём, григорианским. Вот почему и получается 12 июля.
 
Первые упоминания о празднике апостолов Петра и Павла восходят к IV веку. В царствование Константина Великого в Константинополе в их честь воздвигли величественный храм, а от знаменитых проповедников этого времени — Амвросия Медиоланского, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, блаженного Августина сохранились вдохновенные проповеди и поучения в честь апостолов.
 
К VI-VII векам входит в обычай отмечать этот праздник особенно торжественно. Сохранилось свидетельство некоего Феодора чтеца, который пишет: «Один римский сенатор, Фест, прибыв в столицу по делам к императору Анастасию, убеждал праздновать праздник верховных апостолов Петра и Павла с особой честью и благоговением. Хотя и до просьбы Феста этот день был праздничным, то теперь его стали проводить с гораздо большей торжественностью».
 
Интересно, что многие песнопения праздника написал в VIII веке очень почитаемый в Церкви святой Иоанн Дамаскин. Их до сих пор поют на богослужении.
 
В окрестностях Тивериадского озера 
Чем же прославились эти два великих человека? Давайте посмотрим, что говорится о них в книгах Нового Завета и в ранней истории Церкви.
 
Пётр носил имя Симон и был родом из Галилеи, из небольшого городка Вифсаиды в окрестностях Тивериадского озера. Святитель Иоанн Златоуст называет его человеком пламенным, простым бедным, богобоязненным и некнижным. Среди евреев тогда была необыкновенно популярна идея Мессии, Помазанника Божия, Который придёт спасти свой народ. Увлёкся ею и Пётр и нашёл её воплощение в Учителе из Назарета, и потому первым провозгласил Его Христом, Сыном Бога Живого, за что и удостоился называться камнем, по-гречески Пётр, на котором будет основана Церковь (Мф. 16. 17-19). Он принадлежал к самым близким ученикам Христа, тем трём, которых Сын Божий посвятил в величайшие тайны Своей богочеловеческой жизни. Вспомним хотя бы Преображение на горе Фавор.
 
Христос с учениками 
Однако в самый решительный и трагический момент жизни своего Учителя Пётр отрекся от Него, хотя за несколько дней до того клялся, что готов за Него положить и жизнь. Потом он «горько плакал» и был прощён воскресшим Христом. После Воскресения апостол Пётр самоотверженно проповедует Евангелие от Вавилона до Рима, где около 67 года при императоре Нероне был распят головой вниз.
 
В христианской иконографии его изображают седым старцем, с курчавыми волосами и бородой, часто с ключами, а иногда с рыбой — как намёк на его рыбацкий промысл.
 
Отречение Петра 
Павел — от латинского Paulus — маленький, незначительный, прославился как величайший проповедник христианства среди язычников. Он родился в зажиточной еврейской семье в городе Тарсе, принадлежавшей к партии строгих ревнителей Моисеева закона — фарисеев, и носил еврейское имя Савл или Саул (евр. «желанный», «вымоленный») в честь первого израильского царя Саула.
 
В школе известного учёного раввина Гамалиила ему удалось основательно изучить весь закон Моисеев с его талмудическим толкованием и познакомиться с греческой литературой. По дороге в Дамаск, куда он шёл гнать христиан, ему явился дивный свет, из которого доносился голос Христа. Это произвело в нём чудесный переворот, превративший яростного гонителя Савла в великого проповедника христианства Павла. После своего обращения апостол посвящает всего себя проповеди Евангелия и совершает несколько миссионерских путешествий в разные части огромной Римской империи от городов Азии до Испании и Рима, где и был обезглавлен тоже около 67 года.
 
Апостол Пётр 
Апостолу Петру принадлежат два так называемых соборных послания, а апостолу Павлу целых 14, в которых они дают первую богословскую обработку христианского учения, очень самобытную и глубокую.
 
Ну а для нас их жизнь — пример прямого общения человека с Богом и той силы, которую оно даёт человеку.
 
Об этом очень хорошо сказал блаженный Августин: «Пётр был избран из числа немощных мира, чтобы посрамить сильных, ибо до апостольства был рыбаком; а в Павле преизобиловал грех, да умножится благодать, ибо он гнал Церковь Божию. Первый предостерегает нас от надменности, а второй от отчаяния. Будем помнить об этом и не будем гордиться мирским величием, равно как и отчаиваться в милосердии Божием, когда вспомним о своём недостоинстве».
 
Протоиерей Владимир БАШКИРОВ
доктор богословия
12.07.2019



к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.