Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Сегодня

...

Содержание
Главная Nota Bene! Читаем Евангелие Библиотека православная Аудиоматериалы Искусство с мыслью о Боге Для детей и родителей "Врата Небесные" Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея
История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты «Поддержите наш проект!»


Мрачный авангард рязанского кладбища


В Рязани кладбища расположены рядом с квадратными километрами дымящихся гор мусора и панорамной перспективой нефтезавода с его огнями на огромных высоких трубах. На въезде в последнее пристанище рязанцев — грязь, а над ней — груды венков из ярких бумажных и поролоновых цветов. Чем гуще грязь, тем ярче сияют химические цвета венков.
 
Мрачный авангард многих наших кладбищМрачный авангард многих наших кладбищ
 
Кладбища имеют романтические названия — «Новогражданское» и «Воскресенское». Кто такие «новограждане»? Может, украинские или узбекские гастарбайтеры? Нет. Там укладывают местных, коренных. «Воскресенское» понятнее, но вид близкой мусорной свалки и ярые огни на трубах скорее напоминают ад, чем рай.
 
Само кладбище — это унылое, топкое, грязное пространство, заваленное останками металлических решёток и истлевшими венками ненастоящих цветов. Омерзение от вида человеческой помойки вызывает неодолимое желание быстрее уйти из этого тоскливого места.
 
Но апофеозом служит кладбищенская часовня. Абстракционисты К. Малевич с его «Чёрным квадратом» и В. Кандинский, увидев такой храм, должны были бы сломать карандаши в бессильной зависти. Абсурд архитектуры этой часовни неподражаемо гениален и непостижим человеческому разуму. Какая-то нездешняя сила, олицетворяющая бессмысленность, ничтожность и мерзость бытия, воплотила сама себя в её дизайне, помимо воли человека.
 
«Воскресенское» кладбище Рязани, часовня«Новогражданское» кладбище Рязани, часовня
 
В часовне — липкий душный мрак. Сладкий дым ладана мешается с удушьем мёртвого тела и формалина. Коптящие свечи не рассеивают мрак, в котором дико озирается родня покойного. Их серые лица свидетельствуют о непонятном испуге и подавленности этим преддверием ада. Меньшая часть родни дичится и плачет у гроба. Большая — ёжится на ветру, курит и пьёт водку. Тем, кому надо по нужде, отходят в заросли высокого бурьяна и покорно принимают это унижение, как необходимую часть горя и катастрофы, с коей нельзя бороться, а следует сломиться перед ней и унизиться…
 
И в чем тут модель рая?
 
Русское кладбище имеет своим прототипом центричную модель рая. Посреди должен стоять храм — дом Божий. Пространство самого кладбища украшают совместно Бог и человек. Люди ставят кресты, столики и сажают сирень. Бог украшает его дикой травой, рябиной и прочими элементами дизайна естественной природы. В русской модели за идеал приняты полудикая вольная степь и полудикий таинственный лес. Никакого романтизма в раю не видится русскому человеку. Ему по душе скорее Богом данное естество дикой природы…
 
Аллея славы на «Новогражданском» кладбище РязаниНо советские кладбища говорят о том, что Бога нет, загробной жизни нет, а пропахший мочой труп родни надо быстрее закопать в землю и забыть, как мусор, среди вязкой глины санитарного заведения. Хорошо, что ещё хлоркой не засыпают.
 
Сила безумия и отчаяния, разразившаяся над рязанским кладбищем, оказалась так велика, что подчинила себе даже форму храма. Рязанцы, как и другие люди, любят свадьбы, дни рождения, крестины, венчания и просто городские праздники. Народ живёт от праздника к празднику, которые стали выплёскиваться из домов на улицу. Зимой на деревья вешают звёзды огней и ставят ёлки. Летом белят стволы и высаживают цветы. Народ полюбил косить газоны и украшать фасады.
 
А тут провал. Прокол. Катастрофа.
 
«Воскресенское» кладбище РязаниПопав сюда, человек становится ничтожеством. Он позволяет сломать себя; втоптать в грязь и смириться с тем, что эта липкая глина, висящая пластами на обуви, станет его последним домом; здесь рассядутся вороны, чтобы клевать яичную скорлупу, а бездомные бродяги будут воровать его венки и лампадки. Он сам с отвращением видит себя в этом мрачном будущем, где сияет прообраз адского пламени.
 
Церковь создана для счастья людей. В рождении и смерти она призвана вдохнуть веру в любовь Божию к человеку. Она должна показать величие человека, украшенного богоподобием, и пожелать ему достойную встречу с Господом. Она может вдохнуть в людей торжество таинства смерти — события чудесного, великого и ожидаемого.
 
Но внутри часовни сжимается сердце от тоски. Священник отпевает по двадцать покойников. И когда у него нет сил, он уходит в душный тяжёлый полумрак своей каморки, тоскливо и нервно вытирает руки влажной салфеткой и с трудом вливает в себя кофе, который в этом месте не лезет в горло. Рядом со столом лежат конфеты, булочки и яблоки, но их не хочется брать в руки, словно они пропитаны чем-то смертным и ужасным.
Как полумиллионный город устроил в себе вместо врат радости подобие врат ада?
 
«Новогражданское» кладбище Рязани«Новогражданское» кладбище Рязани
 
Как люди смиряются с туалетом в зарослях бурьяна и мрачным сараем вместо храма?
 
Как люди позволяют себе такое унижение?
 
Почему это никто не видит?
 
Сама часовня ужасна, как проходная кирпичного завода… У города есть миллионы на фейерверки, лампочки на деревьях, асфальт, газоны, поливальные машины, праздничные заседания и фуршеты, но нет «копеек» на небольшое здание кладбищенской часовни. Ведь в неё привезут мать-отца. В ней всем стоять. Зачем вместо тихого просветления и намека на рай, отдавать свою душу смрадному дыханию ада?
 
Есть люди, которые всё понимают. Есть люди, которые понимают, когда им укажут. Есть люди, которые никогда и ничего не понимают.

Смотри, Рязань, — это ужасно. Ты достойна лучшего. Богу угодно, чтобы ты была достойна лучшего.
 
Зачем вместо тихого просветления и намека на рай, отдавать свою душу смрадному дыханию ада?
 
Иерей Константин КАМЫШАНОВ



к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.