Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Сегодня

20 апреля: святителя Гавриила, архиепископа Рязанского; мучеников Руфина диакона, Акилины и 200 воинов ...

Содержание
Главная Nota Bene! Читаем Евангелие Библиотека православная Аудиоматериалы Искусство с мыслью о Боге Для детей и родителей "Врата Небесные" Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея
История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты «Поддержите наш проект!»
Рекомендуем


Иллюзия «смирения»


Беседа с психологом, сертифицированным психотерапевтом; преподавателем, супервизором и членом-соучредителем Ассоциации понимающей психотерапии; лектором портала Предание.ру, просветительских курсов «Свет Православия» при Минской духовной академии и психологической службы храма Космы и Дамиана в Шубине; руководителем образовательного проекта «Психология для Церкви»; автором более 70 научных и научно-популярных публикаций Мариной ФИЛОНИК (Москва).

 
Иллюзия «смирения» 
— Марина, на одной из лекций в Минске Вы говорили о том, что мы не всегда бываем действительно честны перед Богом... В частности, случается подмена понятий, и люди, приходящие к вере или уже находящиеся в Церкви, неверно понимают, что такое «смирение», «послушание», «покаяние». Так что же это за иллюзии добродетелей и как их избежать?
 
— Очень популярная нынче тема — вина и, соответственно, ложное смирение. По вопросам слушателей на лекциях, по результатам тренингов, евангельских групп вижу у белорусов тему виноватости, выраженную более сильно, чем в России. У нас, в Москве (в метро это особенно чувствуется), больше ощущаю агрессии. А тут меньше агрессии вовне, но больше вины, аутоагрессии, как мне кажется.
 
Бывает так: человек до прихода в Церковь, ещё вне её, но не в связи с ней, имел определённые психологические особенности, скажем, — неврозы, травмы и так далее, — и был склонен чувствовать себя плохим, виноватым, никчёмным или что-нибудь в подобном духе. Ещё до воцерковления переживал, что он такой жуткий, но мог хотя бы мыслить (воспринимать) это состояние как проблему низкой самооценки. Например, мог захотеть обратиться с этим к психологу или ещё к кому-то, и его это как-то беспокоило.
 
Иллюзия «смирения» 
Дальше такой человек может прийти в церковную ограду, прочитать определённую литературу и узнать, что, вообще-то, видеть свои грехи как песок морской — признак святости. И вообще, очень хорошо думать о себе плохо, а хорошо думать нельзя, греховно. Видеть свои таланты, например, или сильные стороны — всё это превозношение. А нормально, здраво, очень духовно мыслить о себе: «Я хуже всех». И тогда может произойти своего рода цементирование — Церковь цементирует невроз, и человек говорит: «О, так это круто! Значит, у меня всё очень духовно, так, как и должно быть!»
 
— То есть, он правильно живёт…
 
— Конечно. И это называется «смирением», потому что гордость — это думать о себе хорошо. А превозношение, вообще, — страшное дело, самый тяжкий грех! Думать о себе плохо, считать себя жутким, недостойным уважения, любви, недостойным вообще ничего — нормально. А если взять тематику семейного насилия, то нормально, что муж иногда жену побивает. Что с неё взять? Она что, достойна чего-то лучшего, что ли? Потому терпи, «смиряйся»! И тогда «смиряться» — значит продолжать чувствовать себя плохим, кривым, косым, недостойным, продолжать терпеть унижения, позволять насилие в свой адрес, неважно — в семейной или церковной системе, на работе или где-то ещё…
 
Иллюзия «смирения» 
У святых отцов мы можем найти высказывания о самоуничижении, которое хуже гордыни, и мудрые духовники понимают, что вот такое самобичевание — далеко не признак смирения.
 
А подмена понятий потому так легко ложится и цементируется, удобно, надолго оседает и так популярна, потому что она…
 
— Логична?
 
— Да, она обслуживает моё самоощущение: я так себя чувствовал, теперь понял, что это правильно. Ну, так и отлично!
 
— Сам себя оправдал.
 
— И это в том числе. Раньше я страдал по поводу того, что такой неправильный, а теперь понял, что — нормальный. Дальше эта неосознанная ложь усиливается, и я могу дойти  до того, что стану благодарить Бога за то, что Он дал мне дар такого «смирения». И лишь по его плодам будет видно отличие, потому что не будет мирного духа, внутреннего спокойствия, цельности, другим людям со мной не будет легко. Рядом с человеком по-настоящему смиренным очень свободно дышится, там кислород, ведь он и себя, и тебя принимает. Он очень светлый, ровный, принимающий, в общем, любящий…
 
А в человеке с невротической самооценкой, с подменой, ложью часто двойное дно, и тот, кто рядом, может чувствовать, что не так-то всё просто, что это только маска смирения, а внутри есть надрыв, внутренняя истерика на тему «я — хороший, я — плохой». Иногда в православной среде это принимает такие вычурные театральные формы со своим слэнгом, бесконечным «простите, благословите, я хуже всех». Сейчас это уходит, а лет 20 назад было, прям, очень «модно».
 
— Марина, складывается иногда ощущение, что некоторые люди не живут по-настоящему, а как бы играют в православие. Они честно соблюдают все правила, уставы, обряды, но даже не догадываются, что живут не настоящей жизнью, а как будто разыгрывают некую мистерию, театральное действо.
 
— В этом смысле давайте разделим термины — религия и духовность, религиозная жизнь и духовная. Духовная жизнь подразумевает всё то, что про Бога, ту самую вертикаль отношений с Богом, молитву  всерьёз, мою направленность к Господу, мой контакт и отношения с Ним. А религиозная жизнь — это форма, система норм и правил исполнения обрядов и так далее. Эти вещи не всегда связаны между собой. Есть очень большая опасность, что я могу быть очень религиозным человеком, но при этом совершенно не иметь в себе духовного измерения. Это очень страшная вещь, когда человек может соблюдать всё — ходить в храм, быть, что называется, воцерковлённым по всем внешним формальным признакам и прочее, — и при этом фарисействовать. В этом случае он может стать тем, кто, в общем-то, Христа «убивает», потому что он со Спасителем…  просто не знаком.
 
— Другими словами, не знает Его?
 
— Да, и тогда это можно назвать тем, о чём вы говорите, — театральным шоу, в которое человек искренне верит. Просто он обслуживает, решает какую-то другую внутреннюю задачу — не поиск Бога, а, например, подтверждает свою правильность, то, что он — хороший. Опять же, компенсируя дефицит самоценности, обслуживая проблему с низкой самооценкой, он выстраивает себе некую квазиличность, можно сказать, религиозную личность «я — хороший, религиозный»,  идентичную понятию «я — православный». И строго говоря, здесь не важно, какая конфессия, какая религия. Это никак не связано…
 
—  Что именно Вы имеете в виду?
 
Я думаю, что религиозная жизнь как способ решения каких-то своих психологических задач возможна в любой религии, и это, может быть, неплохо. Плохо, когда есть только это, а другого, самого главного, нет. Если там нет Бога — это страшно! Если я уверен в том, что делаю всё правильно, всё самое главное, всё, что надо, я — молодец, и «несмь, якоже прочие человецы» (Лк. 18: 11).
 
Иллюзия «смирения» 
Мне казалось, что это как-то изживается, так как лет 20 назад было актуально. Но мне рассказывали в Минске случаи в некоторых храмах, где тебе 10 раз дадут по шапке за то, что ты на Светлой седмице сделал земной поклон, и после этого должен срочно бежать к батюшке каяться за тяжкий грех. Что свечки не туда поставил... В общем, ревнители благочестия всё ещё живы, особенно в регионах, больше, чем в крупных городах.
 
Повторюсь, что может быть форма без содержания. И человек может не осознавать (чаще всего это именно так) ради чего и почему он так поступает. И только спустя много лет работы над собой (не важно, будет это психотерапия или «12 шагов», или что-то ещё) такой верующий может понять, что ходил, например, в больницу просто ради того, чтобы хоть как-то оправдать своё право на жизнь и почувствовать себя хоть немножко молодцом, который что-то хорошее сделал. Это неплохо, если есть такая мотивация. Плохо, когда она единственная.
 
Что ещё важно: честно понимать, зачем я это делаю. Может быть, я выполняю социальное служение для того, чтобы подтвердить свою положительность, и в этом нет криминала. Плохо, если я думаю всерьёз, что занимаюсь этим по призванию, по служению Богу, и так далее, и при этом просто компенсирую какую-то свою дефицитарность.
 
— Другими словами — ущербность?
 
— Да. Это пример той же самой самоценности, когда я выращиваю для себя какой-то религиозный корсет, фасад, маску, что я вот такой правильный, благочестивый христианин, православный, как угодно. И изо всех сил кормлю образ себя идеального, правильного, хорошего. И о ужас, ужас! Если я что-то нарушу, не соблюду, потому что это подрывает вот эту выстроенную конструкцию, за которой себя настоящего я сам могу и не видеть. И тогда вопрос: а кто будет встречаться с Богом? Мой фасад, который я себе выстроил, маска театральная, моя религиозная структура, которую я себе создал? Христос стучится: «Что с тобой? Чего ты хочешь? Где ты?»…
 
Иллюзия «смирения» 
— Где ты настоящий? Вот мы и пришли к вопросу о честности перед Богом.
 
— Да, где ты настоящий? Можно, грубо говоря, так разыграться, что себя настоящего уже распознать не сможешь. И будешь всерьёз верить, что совершаешь что-то благое, когда ходишь на службы, постишься, читаешь правило. И эта проблема — психологическая, невротическая…
 
Беседовала Елена НАСЛЕДЫШЕВА, г. Минск
25.05.2020
 

Интервью с психологом Мариной Филоник на другие темы читайте здесь:

 



к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.