Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Сегодня

25 апреля: Неделя 6, ваий. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. Преподобного Исаака Сирина; Белыничской иконы Божией Матери ...

В Москве готовится выставка фресок затопленного монастыря


В Москве готовится выставка фресок затопленного монастыря
 
Выставка «Калязин. Фрески затопленного монастыря» будет развёрнута на Малой анфиладе Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. При этом сайт музея сообщает, что дата открытия выставки будет объявлена позже. Экспозиция расскажет, во-первых, об истории разрушенного калязинского Троице-Макарьевского монастыря, а во-вторых — о том, как специалисты Музея архитектуры спасали, сохраняли и реставрировали уникальные монастырские росписи.
 
Для экспозиции были выбраны фрески соборного Троицкого храма обители, а также трапезной монастыря. Выставка представит сюжеты Ветхого Завета, апокрифический цикл о рождении Пресвятой Богородицы, сцены из христологического цикла и Апокалипсиса Иоанна Богослова, а также изображения святых русских князей.
 
Помимо этого, зрители смогут увидеть прижизненные портреты русского царя Алексея Михайловича и его супруги Марии Ильиничны Милославской, которые были активными жертвователями (ктиторами) обители, фрагменты древних летописей, орнаменты, фрески «Изгнание из Рая», «Строительство Вавилонской башни», «Новый Иерусалим», «Омовение ног», «Конь бледный и вороной», «Спас на престоле» и многие другие.
 
Выставка, к которой готовились 20 лет
 
В Москве готовится выставка фресок затопленного монастыря
 
Как рассказала в видеоблоге Музея архитектуры его директор Елизавета Лихачёва: «Производство выставки — достаточно долгий процесс. В случае калязинских фресок, по-хорошему, этот процесс занял двадцать лет, потому что первые попытки вынести фрески в зал и поставить были предприняты ещё двадцать лет назад, и я очень рада, что нам наконец удалось это сделать. …Это был огромный и очень тяжёлый труд, который, к сожалению, был приостановлен из-за пандемии».
 
По словам Елизаветы Лихачёвой, выставка будет размещена в трёх залах. Первый будет посвящён истории Троице-Макарьева Калязинского монастыря. Второй зал поведает о тщательном сохранении памяти об уничтоженной обители. «Третий зал, самый светлый, самый тёплый, — это зал, посвящённый реставрации и спасению этих фресок уже в современности», — пояснила директор МУАР.
 
Поскольку Музей архитектуры не имеет своих специалистов по реставрации фресковой живописи, в сохранении фресок сотрудникам МУАР помогают реставраторы Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова.
 
Как отметила Елизавета Лихачёва, фрески Троице-Макарьева монастыря — чрезвычайно интересное явление русской культуры переходного периода между средневековым и новым временем: «Калязинский монастырь, так же, как и ряд других памятников в Ростове, Ярославле, Угличе — это были памятники, которые предвещали, если хотите, или предвосхитили те реформы, которые неизбежно отразились на живописи, — я имею в виду петровские реформы».
 
В состав экспозиции также войдут макеты Троицкого собора и трапезной монастыря, чертежи, запечатлевшие строения обители на момент 1939 года, и документальные свидетельства деятельности экспедиции Академии архитектуры, среди которых дневник с наблюдениями, фотографии. Особый раздел выставки расскажет о научной реставрации фресок, основанной на авторской методике В. П. Бурого. Эта реставрация была осуществлена в разные годы специалистами Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова.
 
Как сообщает сайт Государственного музея архитектуры, для незрячих и слабовидящих посетителей выставки предусмотрены сборные экскурсии с тифлокомментатором. Выставка будет адаптирована для людей с нарушением зрения с помощью макетных копий пяти ключевых экспонатов, созданных специально для тактильного ознакомления: барельефа XIX века с панорамой Троице-Макарьева монастыря из коллекции Калязинского краеведческого музея (воспроизведение по фотографии) и фресок XVII века — «Грехопадение Адама и Евы», «Строительство Вавилонской башни», «Ангел и Иоанн Богослов», «Ангелы семи церквей».
 
В Москве готовится выставка фресок затопленного монастыря
 
Троицкий Макарьев монастырь в Калязине и его фрески
 
Основанный преподобным Макарием Калязинским в первой половине XV века, Троицкий Макарьев монастырь был одним из самых богатых и почитаемых в России. На протяжении столетий эта обитель была местом паломничества русских царей, императоров и первоиерархов. Поклониться мощам святого Макария в разное время приезжали Иван Грозный, Борис Годунов, Михаил Фёдорович, патриарх Филарет, Алексей Михайлович, патриарх Никон (последние два укрывались здесь также от чумы в 1654 году), Пётр I, Екатерина II, Александр II.
 
Монастырь пользовался покровительством купечества города Новгорода.
 
Фрески Троицкого собора, размещённые на выставке, были созданы царскими иконописцами, которые известны по лучшим живописным циклам первой половины XVII века в Московском Кремле и Звенигороде.
 
Специалистам-реставраторам удалось открыть несколько фрагментов росписи конца XV — начала XVI вв. Современный ансамбль соборных фресок был создан значительно позднее, примерно в середине XVII столетия.
 
В Москве готовится выставка фресок затопленного монастыря
 
К слову
 
Монастырский ансамбль был варварски уничтожен и затоплен советской властью в 1940 году при создании Угличского водохранилища. Несмотря на это, фрагменты настенной росписи были спасены усилиями экспедиции Академии архитектуры.
 
В январе-феврале 1940 года при температуре, которая достигала -32℃, группа специалистов под руководством художника-реставратора П. И. Юкина сняла со стен Троицкого собора 126 фрагментов стенописей общей площадью 185 кв. м. Большую часть из них, 117 фрагментов, затем передали в Государственный научно-исследовательский музей архитектуры. Остальные фрагменты росписи были направлены в другие музейные собрания, среди которых и коллекция бывшего училища им. Строганова.
 
Некоторую часть фресок, а также изразцы с изображением китовраса (мифического существа, чудовища-кентавра, иногда с крыльями, изображение которого встречается в русских апокрифах с XIV века), облачения духовенства и шитьё XVII-XIX веков, старинную церковную утварь перевезли в краеведческий музей города Калязина. (Город расположен на правом берегу Волги в 191 км от Москвы и в 162 км от Твери. В черте города находится устье реки Пуды и реки Жабни, правого притока Волги.)
 
Портал Троицкого собора был перевезён в Москву и вмурован в стену Донского монастыря.
 
Сегодня на месте разрушенной обители можно увидеть небольшую возвышенность, которая носит название «монастырские острова». В 2000-е годы там была построена небольшая краснокирпичная часовня.
 
Подготовил Александр Беганский
 
31.07.2020
Фото-http://rublev.com




Рассказать друзьям:


Читать другие новости