Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Сегодня

...

Содержание
Главная Nota Bene! Читаем Евангелие Библиотека православная Аудиоматериалы Искусство с мыслью о Боге Для детей и родителей "Врата Небесные" Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея
История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты «Поддержите наш проект!»
Рекомендуем


Святость и непостижимая бездна любви


Святость и непостижимая бездна любви
 
Сегодня в это даже сложно поверить и страшно представить: во времена тяжёлых потрясений знаменитая Оптина пустынь была разорена и закрыта. Здесь были сельскохозяйственная артель, музей, дом отдыха имени Горького, госпиталь, воинская часть и даже концлагерь «Козельск-1» для польских офицеров… Божиим Промыслом всё вернулось на свои места. Обитель возвращена Церкви и восстановлена. Сегодня она снова притягивает множество паломников. У старцев оптинских по-прежнему просят помощи, укрепления и заступничества.
 
Частыми гостями Оптиной пустыни были русские писатели Н. Гоголь, Ф. Достоевский, К. Аксаков и многие другие. Как и мы сегодня, они искали духовную помощь у старцев. В одном из писем Н. Гоголь сообщал: «Благодать видимо там присутствует. Это слышится в самом наружном служении, хотя и не можем объяснить себе почему. Нигде я не видел таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует всё небесное. Я не расспрашивал, кто из них как живёт: их лица сказывали сами всё. Самые служки поразили светлой ласковостью Ангелов, лучезарной простотой обхождения; самые работники в монастыре, самые крестьяне и жители окрестностей. За несколько вёрст подъезжая к обители, уже слышишь её благоухание; всё становится приветливее, поклоны ниже и участия к человеку больше».
 
Отец Павел Флоренский именовал Оптину пустынь «духовной санаторией многих израненных душ», ставшей для немалого числа людей духовным ориентиром, который помог выйти на путь веры, истины и света.
 
Оптина пустынь славится духовным попечительством, молитвенной традицией и, конечно же, своими старцами. Третьим старцем после Льва и Макария стал их ученик — преподобный Амвросий. Его называют великим духовником России XIX века, подчёркивая тем самым огромное влияние на многих соотечественников. Он не был игуменом, епископом или архимандритом, он был иеросхимонахом.
 
В 1988 г. преподобного Амвросия Оптинского причислили к лику святых. Рака с его мощами покоится во Введенском соборе Оптиной пустыни. Как и много лет назад, так и сейчас возносят к святому старцу молитвенные просьбы. Больные неизлечимыми недугами исцеляются возле его святых мощей.
 
Преподобный Амвросий Оптинский 
Всю жизнь Амвросий Оптинский посвятил служению ближним. Люди чувствовали его заботу и любовь и отвечали глубоким уважением и почитанием. Преподобный старец говорил со всеми просто и понятно, с добрым юмором. Он давал ответы на вопросы и самым известным и образованным, и простым, неучёным людям.
 
Преподобный Амвросий учил, что человек должен жить так, как колесо вертится: одной точкой касается поверхности земли, а всё остальное — вверх стремится. Он говорил простые и всем понятные истины:
 
  • Где просто, там и сто Ангелов, а где мудрено, там нет ни одного.
 
  • Жить надо проще, так как это лучше всего. Не нужно ломать голову, главное — молиться Богу, Он всё устроит, поэтому не надо мучить себя обдумыванием, что и как всё сделать. Всё должно идти так, как должно случиться, — это и обозначает жить проще.
 
  • Мы, в основном, как заляжем, так и не можем встать.
 
  • Человек бывает плох от того, что забывает, что над ним есть Бог.
 
  • Если кто-то сильно мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет.
 
  • Если хочешь ощутить любовь, твори дела любви, хоть даже поначалу и не чувствуя её.

Сохранились свидетельства о множестве исцелений и чудесной помощи старца как во время его земной жизни, так и позже — по наши дни. Каждый такой случай удивляет, укрепляет и дарит надежду.
 
* * *
 
Однажды, опираясь на палочку, он шёл в скит. На пути увидел печальную картину: рядом с телегой и мёртвой лошадью плакал её владелец-крестьянин. Настоящим горем была для него потеря кормилицы. Старец приблизился, взял хворостинку и стегнул павшее животное со словами: «Вставай, лентяйка». И лошадь встала.
 
* * *
 
Как-то святой Амвросий спас от смерти молодого скитского монаха. Инок серьёзно заболел. Надежды на выздоровление не оставалось. Врачи уже и не давали лекарства, и не проводили процедуры. Братия готовилась попрощаться с умирающим. А старец Амвросий посоветовал ему понемногу пить почаевскую святую воду. Вскоре здоровье монаха поправилось.
 
* * *
 
Из Москвы к старцу со своей бедой и просьбой о помощи приехала учительница. Её единственный сын заразился брюшным тифом и находился при смерти. Любящая мать с последней надеждой попросила старца Амвросия помолиться Господу о выздоровлении юноши. Вместе они стали на колени перед иконой. Уже спустя несколько дней сын на ногах встречал мать. Выяснилось, что именно в то самое время, когда за него молился старец, болезнь отступила, и дело быстро пошло на поправку.
 
* * *
 
Родители 14-летнего парнишки также приехали в Оптину в поиске спасения. Страшное заболевание приносило их сыну невыносимые муки. Он потерял слух. Измучили боль, бессонница, отчаяние. Старец Амвросий не спешил отпускать взволнованных родителей. Наказывал молиться и верить, что с Божией помощью всё будет хорошо. По возвращении домой отца и мать встретили добрые вести о том, что внезапно болезнь отошла от их ребёнка. Дома они увидели своего мальчика ещё бледным и ослабленным, но уже здоровым. Жизненные силы и способность учиться быстро вернулись к нему...
 
Оптина пустынь  
В миру святого Амвросия Оптинского звали Александром Гренковым. Он родился в Тамбовской губернии в селе Большая Липовица в 1812 г. Отец служил в храме пономарём. Дед был священником. В его семье и рос Александр и его братья и сёстры. Их отец умер очень рано.
 
Двенадцатилетнего Александра, названного в честь святого Александра Невского, отправили на учёбу в Тамбовское духовное училище. Потом как лучший выпускник он продолжил образование в Тамбовской духовной семинарии. В это время Александр очень серьёзно заболел и дал обет Господу: если выздоровеет, станет монахом. Исцеление пришло, и Александр успешно окончил своё обучение. Некоторое время был домашним учителем, преподавателем Липецкого духовного училища. Своего обещания Господу он не забыл, но его исполнение отложилось на несколько лет. Долго не решался и обратился за советом к подвижнику Иллариону. Старец уверенно ответил: «Иди в Оптину — и будешь опытен».
 
Осенью 1839 г. Александра Гренкова ласково приняли в обители. Сначала, по благословению преподобного старца Льва, он поселился в гостинице и занимался переводами, затем подвизался келейником и чтецом у старца Льва, трудился на хлебне. Поскольку знал пять языков, стал одним из главных помощников отца Макария в издательском деле. Постриг принял с именем Амвросий в честь святителя Амвросия Медиоланского. С годами его рукоположили в иеродиакона и иеромонаха.
 
Старец Амвросий говорил простые и всем понятные истины 
Исцеливший и исцеляющий многих преподобный старец, сам много и серьёзно болел. Во время поездки в Калугу, где его рукоположили в иеромонаха, он простудился, и от этого здоровье ещё больше пошатнулось. С тех пор болезни уже не покидали его. С годами не мог совершать Литургию, принимать участие в богослужениях, так болезнь приковала его к постели, но преподобный не унывал никогда, а, наоборот, был очень жизнерадостным и часто повторял, что монаху болеть полезно. «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения», — так утешал он других.
 
Каждый день к старцу спешили с горестями, нуждами и просьбами. Он проникал глубоко в душу собеседника, читая в ней, словно в раскрытой книге. Ещё одной его заботой стало основание женской обители недалеко от Оптиной пустыни, в Шамордино. Здесь же расположились больница, школа и приют для девочек, богадельня для пожилых женщин. Там же осенью 1891 г. преподобный Амвросий отошёл ко Господу. Похоронен он был в Оптиной пустыни. На отпевании собралось огромное количество людей. Во время погребения от тела старца вдруг стал исходить неприятный тяжёлый запах (старец Амвросий говорил об этом при жизни), однако постепенно он сменился на необыкновенное благоухание.
 
После кончины общение и тесная связь старца с людьми не прерывается, к его могиле тропа не зарастает. Ему возносят молитвы, обращаются за помощью и покровительством, стремятся приложиться к святым мощам…
 
Писатель Евгений Поселянин отмечал: «Меня поразили его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нём. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев — благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чём бы они ни состояли».
 
Подготовила Татьяна ШИМКО
24.10.2017



к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.