Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Сегодня

...

Содержание
Главная Nota Bene! Читаем Евангелие Библиотека православная Аудиоматериалы Искусство с мыслью о Боге Для детей и родителей "Врата Небесные" Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея
История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты «Поддержите наш проект!»
Рекомендуем


История великих личностей и величия духа


Недавно Свято-Успенскому Псково-Печерскому монастырю исполнилось 545 лет. Это единственная обитель в пределах России, где молитва не прерывалась ни на один день.
 
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь 
C 1922 по 1940 год город Печоры входил в состав Эстонии, потому и остался цел монастырь после революции. Выдержали его стены и бомбёжки Великой Отечественной, и в хрущёвскую антирелигиозную кампанию его не закрыли; не сломился дух братии и игумена, которые до монастыря прошли фронт и сталинские лагеря.
 
Начинался монастырь с небольшого храма, который высек святой Иона в скале. Из-за такого необычного для церкви места псковские священники отказались её освящать. Ионе пришлось обращаться к Новгородскому епископу. Храм освятили в честь Успения Божией Матери в день праздника, в августе 1473-го. С этого события начинается история монастыря. Необычен он и своими пещерами. Монастырский некрополь — и особенное духовное место, где похоронены многие святые, и уникальный историко-культурный памятник. Сюда устремляются тысячи паломников.
 
Город Печоры расположен в пяти километрах от границы с Эстонией. Кажется, здесь мало что изменилось за последнюю сотню лет: тихие провинциальные улочки, редкие прохожие, не обращающие внимания на туристов и паломников, которых в любое время года много. Живой интерес к ним испытывают лишь торговцы сувенирных лавок, расположенных на пути к святой обители.
 
Деревянные ворота монастыря гостеприимно открыты для посетителей 
Деревянные ворота монастыря, обитые железом, гостеприимно открыты для посетителей. Над ними — икона Успения Богородицы. От внешнего мира обитель отделяют высокие стены. Ступив на территорию, начинаешь чувствовать — здесь у времени другой отсчёт.
 
Первыми нас встречают белки 
Первыми нас встречают белки: увидев новых посетителей, скачут вдоль старинной монастырской стены, осторожно приближаясь и вытягивая мордочки, чтобы разведать, есть ли у паломников лакомство для них. А у кормушек — целый птичий базар!.. Видели мы на территории обители и косуль, разгуливающих спокойно и важно.
 
Удивили реликвии. Например, во дворе, как в музее, за стеклянной витриной — дорожная коляска императрицы Анны Иоанновны. А ещё — домик деревянный с окнами, да не простыми, а слюдяными.
 
Слева, в низине — монастырские постройки, храмы 
Слева, в низине — монастырские постройки, храмы. Удивительная панорама, когда смотришь сверху: сверкающие звёздами купола, старинные башенки, дом с колоннами. Необычное смешение стилей, эпох — и ощущение, что попал не в монастырь, а в какую-то загадочную страну.
 
И тишина здесь особенная, и воздух иной, и дух…
 
Монастырская площадь, самый древний храм и пещерыМонастырская площадь, самый древний храм и пещеры 
Монастырская площадь, самый древний храм и пещеры расположены также в этой низине. К ним ведёт вымощенная камнем дорога.
 
На тринадцати столпах
 
На тринадцати столпах 
преподобные Антоний и ФеодосийУспенская пещерная церковь — главный и древнейший соборный храм, тот самый, с которого начинался монастырь и который не хотели освящать псковские священники. Конечно, с XV века он существенно изменился, его перестраивали, украшали. В начале XVI века выкопали в горе большую церковь с приделом во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Духовная общность между Псково-Печерским и Киево-Печерским монастырями ощущается и в его архитектуре.
 
Над входом в Успенский собор — Киево-Печерская икона Божией Матери с преподобными Антонием и Феодосием. Земляные своды церкви облицованы кирпичом и поддерживаются тринадцатью столпами. Здесь находятся главные святыни Псково-Печерского монастыря. Иконостас был выполнен в XVI веке. В нём — чудотворные иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление», по молитвам у которых совершилось множество чудес и исцелений.
 
Ещё один придел был обустроен в XVIII веке усердием императрицы Елизаветы Петровны. В главном приделе за возвышением находится царское место, здесь молились представители императорской фамилии. Приезжали в монастырь на богомолье Александр I, Николай II, великая княгиня Елизавета Фёдоровна.
 
У южной стены собора, в специально устроенной нише, хранятся мощи игумена обители преподобномученика Корнилия. По утрам иноки совершают молебен у мощей святого покровителя, этой традиции уже не один век.
 
У мощей игумена обители преподобномученика КорнилияУ мощей игумена обители преподобномученика Корнилия 
Монастырский некрополь с подземными улицами
 
Но особенное место в монастыре, конечно, пещеры. Последний приют здесь обрели более 10 тысяч человек, в том числе — святые преподобные Марк, Иона, Лазарь прозорливый и Васса. Края деревянного гроба святой Вассы повреждены огнём так, как будто он горел изнутри. Благочинный монастыря отец Прохор, который проводил для нас экскурсию, рассказал удивительную историю, которая произошла во времена советской власти. Воинственно настроенные её представители однажды пытались вывезти мощи святых из пещер. Когда они взялись за гроб преподобной, изнутри него вырвались языки пламени. Испугавшись, богоборцы бросили его обратно, и огонь сразу же исчез.
 
От входа вглубь пещер идут галереи — подземные «улицы», их семь 
От входа вглубь пещер идут галереи — подземные «улицы», их семь. Две из них называют братскими. Здесь и на братском кладбище погребают насельников обители.
 
В разные годы хоронили здесь благочестивых мирян, покровителей и защитников монастыря. Немало и знаменитых фамилий — Пушкины, Нащокины, Суворовы, Ртищевы, Кутузовы, Симанские, Татищевы. Их имена можно прочесть на керамических и известняковых плитах — керамидах. В пещерах сохранилось около 350 надгробных плит XVI — XVIII веков. Они помещены в отверстия погребальных ниш. По ним можно изучать историю и декоративное искусство древнего Пскова.
 
По ним можно изучать историю и декоративное искусство древнего Пскова 
В полумраке галерей при слабом свете свечи непросто разобрать, что написано. Вот, например, надпись на одной из табличек: «Лето 7082 23 июня — (это 1574 год — Авт.) представися раб Божий князь Дмитрий Василь в иноцых Дионисий».
 
Температура в пещерах всегда постоянная — +5°С. Нет затхлости, сырости, и дышится легко. И нет привычной грусти, которая бывает обычно на кладбище. И даже мысли о смерти легки, как шаги по мягкому песку, которым устланы подземные тоннели.
 
В конце центральной улицы установлены деревянный крест и канун (подсвечник — Авт.) — здесь совершают панихиды. Рядом захоронение митрополита Вениамина (Федченкова), церковного писателя, историка, духовника Врангеля. Во время Второй мировой он организовал сбор средств для фронта, переправил их в Союз. После войны ему разрешили вернуться на родину из эмиграции, последние годы жил в монастыре. Скончался в 1961 году.
 
Здесь же захоронены и валаамские старцы, архимандриты Серафим (Розенберг) и Иоанн (Крестьянкин). К ним, как к живым, приходят верующие, прося о помощи и заступничестве.
 
История великих личностей и величия духа 
Святые и «Несвятые святые»
 
Сила их молитвы, их веры и духовного стояния ощущается в обители и сегодня. Их яркие образы, неординарные характеры, созданные архимандритом Тихоном (сейчас он митрополит Псковский) в книге «Несвятые святые и другие рассказы», запомнились настолько, что перед поездкой в монастырь было ощущение, что едешь на встречу с хорошо знакомыми людьми. И уже в обители, прогуливаясь после экскурсии, то и дело представляла, как где-нибудь между монастырских корпусов сейчас вдруг промелькнёт спешащий по делам «вредный» отец Нафанаил, «невероятно экономный во всём другом церковный скряга», но вместе с тем он тот, кто «отдавал всего себя человеку, которого лишь на несколько минут посылал к нему Господь Бог». Или пройдёт мимо погружённый в молитву загадочный отец Серафим. Потомок остзейских баронов, который жил в сырой и тёмной пещере и за 60 лет, проведённых в Печорах, «даже помыслом не выходил из обители».
 
И не верилось, что этими тропами ходил когда-то и отец Иоанн (Крестьянкин), который «весь был одной поразительной и прекрасной тайной». За советом, молитвенной помощью к нему ежедневно приезжали в монастырь люди со всего Союза.
 
Или пройдёт мимо погружённый в молитву загадочный отец Серафим 
Во время Великой Отечественной войны игуменом в обители был Павел (Горшков). Затем его обвинили в сотрудничестве с гитлеровцами и дали 15 лет лагерей. Он скончался в тюремной больнице в 80-летнем возрасте. Реабилитирован через 52 года.
 
В начале 90-х обнародовалась правда: в войну в монастырских пещерах укрывались советские разведчики (один из них подтвердил это при посещении монастыря в 1984-м). Помогали братья и советским военнопленным в лагерном пункте №134 Пскова, больным и престарелым Псковского дома инвалидов.
 
После войны обитель возглавил отец Алипий (Воронов) — фронтовик, художник, иконописец. Он добился разрешения на переезд в Печоры некоторых из великих валаамских старцев, которые жили в Финляндии, — восстановил старчество. Восстанавливал из руин крепостные стены и корпуса обители и отражал нападки чиновников, не давая им закрыть монастырь. Архимандрит Алипий, как на фронте, постоянно менял тактику, поражая их своей силой духа и решимостью. Однажды, получив бумагу с распоряжением закрыть обитель, бросил её в огонь со словами: «Лучше я приму мученическую смерть, но монастыря не закрою». В другой раз, зная о приезде очередной комиссии, вывесил на входе предупреждение о том, что в монастыре чума. И не раз повторял, что половина братии в монастыре — фронтовики, и сражаться за обитель они будут до последнего. Ещё часть монахов прошла сталинские лагеря, а некоторые из них — и того, и другого хлебнули с лихвой.
 
Сегодняшние братья продолжают главное монашеское делание 
Сегодняшние братья продолжают главное монашеское делание — молитву за мир. Сейчас в монастыре 86 монахов, есть, кстати, среди них и белорусы. А обитель, как и прежде, всегда открыта для богомольцев, для тех, кто приходит сюда за спасением.
 

Анна МАСЛЯКОВА
Фото автора и Ирины ОСТАШКЕВИЧ
27.02.2019




к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.